Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Эфиопия, фото туристов
Прокрутить вниз
Последние Настоящие

Последние Настоящие

07.09.2020

Выражаю свою благодарность компании Tourboss и лично Александру Холопову за помощь в организации путешествия и организации съёмок в Эфиопии, в местах удаленных не только от туристических маршрутов, но и вообще от любой цивилизации.

На юге Эфиопии, на границе с вновь образованным Южным Суданом, проживает племя нуэр. Основой существования племени является скотоводство, причём скотоводствоотгонно-растбищной формы, что в свою очередь обусловлено сезонностью. С приходом сезона дождей, когда реки разливаются и саванна превращается в болотистую местность, нуэр вынуждены переселяться на возвышенности и месяцами живут обособленно от всего окружающего мира. Только в сухой сезон, когда температуране опускается ниже 40 градусов, скотоводы нуэр объединяются в единое племя и перемещаются в места ближе к рекам.

Пастбища представляют для нуэр и окрестных премён высшую ценность, из-за который часто возникают конфликты между соседями. Для нуэр основной конкурент в обладании пастбищами это племя динка. Несмотря на внешнее сходство, похожесть жизненного уклада, верований, традиций, динка и нуэр заклятые враги. Гражданская война в соседнем Южном Судане это межплеменная война динка и нуэр.

Кроме соседей племя вынуждено конфликтовать и с центральным правительством Южного Судана, которое обложило племена, проживающие в этом регионе непомерными налогами, которые необходимо выплачивать исключительно в денежной форме. Для нуэр единственной возможностью пролучить деньги – резать скот, что неизбежно приведёт
к голоду и последующему вымиранию племени.

Образ жизни нуэр определяется сезонностью. Летом саванна сильно высыхает и нуэр кочуют на большие расстояния со стадами и имуществом в болотистые места и на берега рек. С приходом влажного сезона притоки Нила разливаются, превращая саванну в обширную заболоченную местность, нуэр переселяются на возвышенности и холмы, на месяцы окружённые водой и становящиеся недоступными. В это время нуэр живут в небольших изолированных друг от друга поселениях. В сухой сезон складывается кооперация нескольких поселений в стойбище, в кочевую общину на время кочевания по берегам рек.

Земли племени находятся в болотах по берегам Верхнего Нила и его притоков. Деревни расположены на возвышенностях. Из–за такого ландшафта племя постоянно перегоняет скот с места, на место, проживая во временных стойбищах. Эти перемещения зависят от tot и mai, сезона дождей и сезона засухи. В сезон дождей, с апреля по октябрь, сюда вообще не добраться. Сезон засухи продолжается с ноября по март. Еды в это время мало и большинство членов племени проживает на временных стойбищах со своим скотом. Из –за такого образа жизни данное племя принадлежит к кочевникам. Этому также способствовала война в Южном Судане, когда сжигались целые деревни и огромные массы людей были вынуждены перекочевать в западную Эфиопию.

Nuer считают, что корову можно зарезать только в случае жертвоприношения богам. Быка можно зарезать для угощения на свадьбе. Овец и коз можно резать при совершении культовых обрядов, при колдовстве, при призывах к дождю и при излечении болезней. Во всех остальных случаях они едят мясо павшего скота.

Племя Сури

Образ жизни cури подобен мурси – большую часть времени племя занято выпасом скота, выращивая относительно небольшое количество сорго и маиса. Женщины сури
полностью ответственны за быт и возделывание полей, а также строительство домов и уход за детьми. Сури, как и мурси, строят дома из веток деревьев и травы круглой
формы, обустраивая очаг, как правило, за пределами дома, на улице. Нетренированный глаз с трудом сможет отличить сури от мурси. Керамические тарелки в нижней губе женщины, шрамирование, одежда, прически – все это очень схоже между племенами.

Точно также, как мурси, женщины сури вставляют в нижнюю губу вначале небольшой деревянный пирсинг, а затем меняют его на глиняные тарелки. Однако одна вещь выделяет сури и отличает это племя от мурси, а именно разукрашивание тела. Мужчины мурси также наносят на тела узоры из белой или красной глины, однако сури уделяют этому намного больше внимания. По особым событиям сури наносят на свои лица и тела орнаменты, пользуясь природными желтыми, белыми и красными красками, и в таком случае довольно легко отличить мурси от сури.

Сури в отличии от большинства африканских племён повезло сохранить свой уклад жизни, традиции, верования и не стать при этом туристическим аттракционом в отличии от масаев, например. Это в масайской деревне жители, завидив приближающийся автобус (да, уже на автобусах возят!!!) с туристами, быстро переоблачаются в традиционную одежду, устраивают песни с плясками, моментально организуют торговую точку, торгуют уже поделками, произведёнными в массовом количестве в Китае – вот такая вот “экзотика”, туристический народ счастлив, за деревенской оградой стоят припаркованные мотоциклы, на которых рассекает масайская мОлодежь. Сури от массового туризма спасло место их расселения, однако я прекрасно понимаю, что имею дело с последними настоящими сури… Ларчик открывается просто: на этих землях есть золото, газ и нефть – в ближайшее по историческим меркам время сури, да и их соседи тоже будут сметены катящимся валом “цивилизации”…

Даже в отношении шрамирования, существует правило, существующее с незапамятных времён: девушка до замужества вольна украшать себя любым количеством татуировок, любыми узорами, хотя есть предпочтение к простым геометрическим фигурам, а вот после замужества татуировки делать запрещено и не делают, что характерно иникто не задаётся вопросом “а, почему?” Традиция и всё тут. Хотя XXI век внёс свои коррективы и в этот, казалось бы сакральный процесс – сейчас скарификация (шрамирование) осуществляется с помощью лезвия для бритья, вымененного на что-то у соседей, прогресс…

Очень любопытно было читать всякие байки про то, что сури не такие агресивные как мурси, что они вполне лояльно относятся к посторонним, посещающих их поселения. Честно говоря, в это верится с трудом: я был и у мурси, и как вы видите, у сури и у меня есть возможность сравнить: под направленным в мою сторонуавтоматом я оказался у сури… Их трудно осуждать за подобное поведение – вся их жизнь это череда стычек с соседями – в день нашего приезда в деревню сури, там произошло столкновение с их извечными врагами племенем буми, в итоге несколько погибших и много людей вынужденно покинувших свои жилища.

Но нет худа без добра – из-за инцидента с буми у нас появилась возможность снять тех сури, которые живут совсем уж в “медвежьем углу” даже по местным меркам. С дальних холмов в деревню, где мы расположились, спустилось несколько женщих, одетых совсем уж “традиционно” т.е. в овечьи шкуры, видимо так выгляделинаши далёкие предки несколько тысяч лет назад…

Автора удивило появление этого персонажа. Появилась она не в первый день, а практически перед отлётом. Автор является обладателем очков в золотистой оправе и во время пребывания от автора аборигенам периодически перепадали “добряки” в виде разряженных батареек(в яркой цветной обёртке), т.к. практически постоянно приходилось использовать вспышку, а то и несколько. Зачем им были нужны эти пустые батарейки -бог весть, но исчезали они с поразительной скоростью… Может быть мы являемся свидетелями зарождения очередного “культа карго”, но на сей раз в Африке?

Но и будние дни членов племени способны вызвать некоторую оторопь: к примеру, женщинам еще в детстве удаляют нижние зубы, чтобы вставить губной диск, диаметр которого будут увеличивать вплоть до замужества. Кроме того, представители племени наносят на свои тела татуировки, художественные шрамы, пьют кровь животных, а будущее предсказывают по козьим внутренностям.

Более всего племя сури известно своими обрядами ритуального насилия, из-за жестокости которых власти Эфиопии не раз пытались наложить на них запрет. Однако
все попытки переубедить консервативных сури потерпели неудачу: каждую осень у них по-прежнему проходят кровопролитные бои на особых палках «донга» и опасные для
жизни игры с быками.

Андрей Артамонов

С полным вариантом книги Андрея Артамонова “Последние Настоящие” вы можете ознакомиться в разделе сайта Книги.

Последние Настоящие