, Эфиопия, сентябрь 2019
Выражаю свою благодарность компании Tourboss и лично Александру Холопову за помощь в организации путешествия и организации съёмок в Эфиопии, в местах удаленных не только от туристических маршрутов, но и вообще от любой цивилизации.
На юге Эфиопии, на границе с вновь образованным Южным Суданом, проживает племя Нуэр.
Основой существования племени является скотоводство, причём скотоводствоотгонно-растбищной формы, что в свою очередь обусловлено сезонностью.
С приходом сезона дождей, когда реки разливаются и саванна превращается в болотистую местность, нуэр вынуждены переселяться на возвышенности и месяцами живут обособленно от всего окружающего мира. Только в сухой сезон, когда температура не опускается ниже 40 градусов, скотоводы нуэр объединяются в единое племя и перемещаются в места ближе к рекам.
Пастбища представляют для Нуэр и окрестных племен высшую ценность, из-за который часто возникают конфликты между соседями. Для нуэр основной конкурент в обладании пастбищами это племя Динка. Несмотря на внешнее сходство, похожесть жизненного уклада, верований, традиций, динка и нуэр заклятые враги. Гражданская война в соседнем Южном Судане это межплеменная война Динка и Нуэр.
Кроме соседей племя вынуждено конфликтовать и с центральным правительством Южного Судана, которое обложило племена, проживающие в этом регионе непомерными налогами, которые необходимо выплачивать исключительно в денежной форме. Для нуэр единственной возможностью получить деньги – резать скот, что неизбежно приведёт
к голоду и последующему вымиранию племени.
Образ жизни нуэр определяется сезонностью. Летом саванна сильно высыхает и нуэр кочуют на большие расстояния со стадами и имуществом в болотистые места и на берега рек. С приходом влажного сезона притоки Нила разливаются, превращая саванну в обширную заболоченную местность, нуэр переселяются на возвышенности и холмы, на месяцы окружённые водой и становящиеся недоступными. В это время нуэр живут в небольших изолированных друг от друга поселениях. В сухой сезон складывается кооперация нескольких поселений в стойбище, в кочевую общину на время кочевания по берегам рек.
Земли племени находятся в болотах по берегам Верхнего Нила и его притоков. Деревни расположены на возвышенностях. Из–за такого ландшафта племя постоянно перегоняет скот с места, на место, проживая во временных стойбищах. Эти перемещения зависят от tot и mai, сезона дождей и сезона засухи. В сезон дождей, с апреля по октябрь, сюда вообще не добраться. Сезон засухи продолжается с ноября по март. Еды в это время мало и большинство членов племени проживает на временных стойбищах со своим скотом. Из –за такого образа жизни данное племя принадлежит к кочевникам. Этому также способствовала война в Южном Судане, когда сжигались целые деревни и огромные массы людей были вынуждены перекочевать в западную Эфиопию.
Nuer считают, что корову можно зарезать только в случае жертвоприношения богам. Быка можно зарезать для угощения на свадьбе. Овец и коз можно резать при совершении культовых обрядов, при колдовстве, при призывах к дождю и при излечении болезней. Во всех остальных случаях они едят мясо павшего скота.
Племя Сури
Образ жизни cури подобен мурси – большую часть времени племя занято выпасом скота, выращивая относительно небольшое количество сорго и маиса. Женщины сури
полностью ответственны за быт и возделывание полей, а также строительство домов и уход за детьми. Сури, как и мурси, строят дома из веток деревьев и травы круглой
формы, обустраивая очаг, как правило, за пределами дома, на улице. Нетренированный глаз с трудом сможет отличить сури от мурси. Керамические тарелки в нижней губе женщины, шрамирование, одежда, прически – все это очень схоже между племенами.
Точно также, как Мурси, женщины Сури вставляют в нижнюю губу вначале небольшой деревянный пирсинг, а затем меняют его на глиняные тарелки. Однако одна вещь выделяет сури и отличает это племя от мурси, а именно разукрашивание тела. Мужчины мурси также наносят на тела узоры из белой или красной глины, однако сури уделяют этому намного больше внимания. По особым событиям сури наносят на свои лица и тела орнаменты, пользуясь природными желтыми, белыми и красными красками, и в таком случае довольно легко отличить мурси от сури.
Сури в отличии от большинства африканских племён повезло сохранить свой уклад жизни, традиции, верования и не стать при этом туристическим аттракционом в отличии от масаев, например. Это в масайской деревне жители, завидив приближающийся автобус (да, уже на автобусах возят!!!) с туристами, быстро переоблачаются в традиционную одежду, устраивают песни с плясками, моментально организуют торговую точку, торгуют уже поделками, произведёнными в массовом количестве в Китае – вот такая вот “экзотика”, туристический народ счастлив, за деревенской оградой стоят припаркованные мотоциклы, на которых рассекает масайская мОлодежь. Сури от массового туризма спасло место их расселения, однако я прекрасно понимаю, что имею дело с последними настоящими сури… Ларчик открывается просто: на этих землях есть золото, газ и нефть – в ближайшее по историческим меркам время Сури, да и их соседи тоже будут сметены катящимся валом “цивилизации”…
Даже в отношении шрамирования, существует правило, существующее с незапамятных времён: девушка до замужества вольна украшать себя любым количеством татуировок, любыми узорами, хотя есть предпочтение к простым геометрическим фигурам, а вот после замужества татуировки делать запрещено и не делают, что характерно иникто не задаётся вопросом “а, почему?” Традиция и всё тут. Хотя XXI век внёс свои коррективы и в этот, казалось бы сакральный процесс – сейчас скарификация (шрамирование) осуществляется с помощью лезвия для бритья, вымененного на что-то у соседей, прогресс…
Очень любопытно было читать всякие байки про то, что Сури не такие агресивные как Мурси, что они вполне лояльно относятся к посторонним, посещающих их поселения. Честно говоря, в это верится с трудом: я был и у мурси, и как вы видите, у сури и у меня есть возможность сравнить: под направленным в мою сторонуавтоматом я оказался у Сури.
Их трудно осуждать за подобное поведение – вся их жизнь это череда стычек с соседями – в день нашего приезда в деревню сури, там произошло столкновение с их извечными врагами племенем буми, в итоге несколько погибших и много людей вынужденно покинувших свои жилища.
Но нет худа без добра – из-за инцидента с буми у нас появилась возможность снять тех сури, которые живут совсем уж в “медвежьем углу” даже по местным меркам. С дальних холмов в деревню, где мы расположились, спустилось несколько женщих, одетых совсем уж “традиционно” т.е. в овечьи шкуры, видимо так выгляделинаши далёкие предки несколько тысяч лет назад…
Автора удивило появление этого персонажа. Появилась она не в первый день, а практически перед отлётом. Автор является обладателем очков в золотистой оправе и во время пребывания от автора аборигенам периодически перепадали “добряки” в виде разряженных батареек(в яркой цветной обёртке), т.к. практически постоянно приходилось использовать вспышку, а то и несколько. Зачем им были нужны эти пустые батарейки -бог весть, но исчезали они с поразительной скоростью… Может быть мы являемся свидетелями зарождения очередного “культа карго”, но на сей раз в Африке?
Но и будние дни членов племени способны вызвать некоторую оторопь: к примеру, женщинам еще в детстве удаляют нижние зубы, чтобы вставить губной диск, диаметр которого будут увеличивать вплоть до замужества. Кроме того, представители племени наносят на свои тела татуировки, художественные шрамы, пьют кровь животных, а будущее предсказывают по козьим внутренностям.
Более всего племя сури известно своими обрядами ритуального насилия, из-за жестокости которых власти Эфиопии не раз пытались наложить на них запрет. Однако
все попытки переубедить консервативных сури потерпели неудачу: каждую осень у них по-прежнему проходят кровопролитные бои на особых палках «донга» и опасные для
жизни игры с быками.
Андрей Артамонов
С полным вариантом книги Андрея Артамонова “Последние Настоящие” вы можете ознакомиться в разделе сайта Книги.